+7 (499) 271-48-92
  • Блог
  • Антифриз
  • Устройство системы охлаждения двигателя автомобиля и принцип работы

Устройство системы охлаждения двигателя автомобиля и принцип работы

С точки зрения конструкции практически не существует какой-либо разницы между системами охлаждения дизельного и бензинового двигателей. Поэтому не будем заострять внимание на незначительных отличиях, а опишем общую конструкцию системы охлаждения для двигателя внутреннего сгорания.

Система охлаждения – принцип работы

Принцип работы системы охлаждения заключается в охлаждении двигателя путем принудительной циркуляции жидкости через рубашку охлаждения в продольном (от первого к последнему цилиндру) или поперечном направлении (выпускной – впускной коллектор).

В первое время после запуска двигателя жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор. При этом термостат находится в нерабочем положении. По мере нагрева происходит открытие термостата, и начинается циркуляция по большому кругу. Нагретая в рубашке охлаждения жидкость проходит через радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха. При необходимости используется и поток воздуха от вентилятора. Далее охлажденная жидкость вновь поступает в рубашку охлаждения, и данный цикл повторяется до завершения работы двигателя.

Радиатор и все, что с ним связано

Данный элемент является основой системы охлаждения и предназначен для охлаждения циркулирующей жидкости (вода, антифриз) путем прохождения через специальное трубчатое устройство. Помимо основного радиатора в системе обычно присутствуют радиаторы – масляный и рециркуляции отработанных газов. Первый используется для охлаждения масла в смазочной системе. Радиатор рециркуляции уменьшает температуру отработанных газов для снижения температуры образования оксидов азота и сгорания топливовоздушной смеси. Функциональность данного радиатора обеспечивает работа дополнительного насоса циркуляции жидкости в системе охлаждения.

Непосредственно к радиатору можно отнести и теплообменник отопительной системы, несмотря на то что функции их прямо противоположны. Задачей теплообменника является нагрев воздуха, нагнетаемого через вентилятор, для отопления салона автомобиля. Для этого используется нагретая жидкость в радиаторе, а сам теплообменник находится непосредственно у точки ее выхода из двигателя.

Охлаждаем двигатель. Компоненты циркуляции жидкости

Как известно, жидкость в процессе нагрева расширяется и увеличивается в объеме. Для компенсации этого в системе находится расширительный бачок, через который и осуществляется заполнение системы. Сама же циркуляция обеспечивается благодаря центробежному насосу, часто именуемому помпой. При наличии турбонаддува в системе может присутствовать и дополнительный насос циркуляции, охлаждающий турбокомпрессор и надувочный воздух.

Количество охлаждающей жидкости, необходимой для поддержания оптимальной температуры двигателя, регулируется термостатом, расположенным в патрубке, между рубашкой охлаждения и радиатором. Термостат может иметь электрический подогрев, используемый для его быстрого перехода в полностью открытое положение при максимальной нагрузке на двигатель. Вентилятор, который может иметь механический, электрический или гидравлический привод, повышает интенсивность охлаждения радиатора.

Управление системой охлаждения

Типовыми компонентами системы управления охлаждения являются:

  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • электронный блок управления – принимает сигнал датчика и дает команду на исполнительные устройства;
  • исполнительные устройства – подогрев термостата, реле охлаждения двигателя после остановки, блок управления вентилятором, реле дополнительного насоса и т. д.

Сам же принцип управления основан на математическом моделировании и учитывает все необходимые параметры (температуры жидкости, масла, наружного воздуха и т. д.) для оптимального охлаждения ДВС.


автор:
19 июля 2013

Пока нет комментариев